Христовых учеников лик седмьдесят, божественно вернии, в песнех восхвалим:
теми бо вси навыкохом Троицу почитати нераздельную, и
пребывают светильницы божественныя веры. (Кондак, глас 2-й)
4/17 января Русской Православной Церковью празднуется Собор святых семидесяти апостолов.
Собор 70-ти апостолов
Собор 70-ти апостолов
Когда Господь Иисус Христос призвал на служение первых 12 своих учеников, то ими стали те, кому было назначено находиться при Нём неотлучно, чтобы затем свидетельствовать о Его жизни. Кроме них, Христос избрал еще 70 других, у которых был иной путь – они должны были по двое идти впереди него, рассказывая всем о Его приходе и Его учении, проповедуя Его в тех местах, куда Он должен был прийти следом. Об этом упоминает и в своем Евангелии святой апостол евангелист Лука (Лк.10:1).
Через некоторое время многие из них отпали от служения Ему (Иоан. 6:66-67), когда же Его взяли, судили и повели на казнь, то из них почти уже никого не осталось. Позже число святых апостолов было восполнено постепенно, из тех, кто был обращен двенадцатью, и через проповеди святого апостола Павла, который в лике 12 святых апостолов был первоверховным вместе со святым апостолом Петром.
Все они за малым исключением приняли мученическую смерть за Господа Иисуса Христа, прославляя Его, и примером своим показали, что в человеческой жизни есть нечто большее, чем просто земная жизнь, что Господь Иисус Христос – тот спасительный Свет, та пища духовная, за которую можно отдать всё земное, в том числе и жизнь тленную ради жизни вечной.
Историк cвятой Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, пишет, что точного перечня 70 апостолов нет, одни отпадали, другие приходили. Поэтому здесь перечислены даже не 70, а 72 апостола, о которых есть свидетельство в книгах Нового Завета, и их святые имена мы празднуем 4/17 января.
Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью затем, чтобы уравнять их всех в почитании, чтобы не возникало сомнений и разночтений в том, кто из них более, кто менее почитаем, поскольку все они были равно избраны Господом для возвещения о Евангелии и Новом Завете Бога с человеком.
Исходя из Священного Писания и Священного Предания Православной Церкви Христовой, лик семидесяти представлен так:
Святой апостол Лука
Святой апостол Лука
Святой евангелист Марк, епископ Александрийский, он написал Святое Евангелие под руководством апостола Петра, который упоминает о нем в своем 1-м соборном послании (1Пет. 5:13).
Святой евангелист Лука, который написал Святое Евангелие под руководством святого апостола Павла. Апостол Павел упоминает о нем в Послании к Колоссянам (Кол. 4:14). Ему принадлежит авторство книги Деяний апостольских и многие проповеди о Спасителе, более всего в Беотии.
Святой Клеопа, младший брат святого Иосифа Обручника. Вместе со святым Лукою он встретил на дороге в Эммаус Господа после Его чудесного Воскресения и узнал Его, когда Спаситель пришел к собравшимся ученикам в доме, где совершил преломление хлеба (Лк. 24:13-35).
Святой Симеон, он также по плоти находился с Господом в родстве. После апостола Иакова стал в Иерусалиме вторым епископом, где также мученически окончил жизнь.
Святой Варнава, прежде Иосия, епископ Медиоланский. Он получил новое имя свое от апостолов (Деян. 4:36). Упоминание о нем мы встречаем в книге Деяний апостолов (Деян. 11:24), а также в Послании святого апостола Павла к Галатам (Гал. 2:1). Апостол Варнава служил вместе с апостолом Павлом, проповедовал в Риме. После его суровой кончины при его погребении в гроб с ним было положено Евангелие от Матфея, с которым он, согласно Преданию, был неразлучен.
Святой Иосия, или Иосиф, иначе Варсава и Иуст, епископ Елевферопольский. Был избран вместе с Матфеем вместо Иуды Искариотского (Деян. 1:23). В Послании святого апостола Павла к Колоссянам, апостол Павел называет его среди перечисляемых им верных Колосской церкви (Кол. 4:11). Вместе с Иаковом, Симоном и Иудой (не Искариотом, другим) Иосия приходился Господу братом по плоти – был сыном Иосифа Обручника.
Святой Фаддей. Поначалу был учеником святого Иоанна Предтечи, а потом стал учеником Христовым. Причислен к лику семидесяти, в отличие от другого апостола – Иуды Фаддея, или Левия, который относится к лику двенадцати. Он исцелил от проказы Едесского князя Авгаря и затем, когда тот уверовал после свершившегося чуда, крестил его. Он долго трудился, проповедуя истинную веру, и один из немногих мирно отошел к Господу в городе Берите в Финикии.
Святой Анания, епископ Дамасский, крестил апостола Павла (Деян. 9:10-18), он также много проповедовал и закончил земной путь от рук язычников в Елевферополе.
Святой первомученик Стефан, архидиакон. Он назван первомучеником, потому что первым принял смерть за Господа. Но перед тем ему было дано увидеть в открытых небесах Сына Человеческого одесную Бога-Отца (Деян. 7:55).
Святой Филипп крестил Симона-волхва, евнуха царицы Кандакии, один из семи диаконов (Деян. 8:26-39). Занимал епископскую кафедру в городе Траллии. Ему принадлежат многие труды в проповедях и обращении жителей Траллии в Христову веру. Он также один из немногих, кто мирно отошел к Господу.
Святой Прохор, также один из семи диаконов (Деян. 6:5), был спутником святого апостола Иоанна Богослова. Первый епископ в Никомидии, он затем проповедовал о Христе в Антиохии.
Святой Никанор, один из семи диаконов, принял гибель за Христа вместе с двумя тысячами тех, кто уверовал в Него в один день, со святым Стефаном первомучеником (Деян. 8:1).
Святой Тимон, один из семи диаконов, епископ города Востры, что в Аравии, славен многими трудами проповедника в Иудее и Греции. Был предан также казни, но вышел из нее невредимым, являя тем милость Господа к ученикам своим, и только потом тут же мирно отошел к Нему.
Святой Пармен, один из семи диаконов, благовестил о Господе, пострадал за Господа перед очами апостолов.
Святой апостол Тимофей
Святой апостол Тимофей
Святой Тимофей, епископ Ефесский, ученик и спутник первоверховного апостола Павла, к апостолу Тимофею им написаны два послания.
Святой Тит, также спутник и сотрудник святого апостола Павла, о котором тот упоминает в Посланиях к Коринфянам и к апостолу Тимофею (2Кор. 2: 12-13; 12:18; 2Тим. 4: 10). Святой Тит также написал Послание к святому апостолу Павлу. Был епископом Гортины, города на острове Крит. Глубоким старцем мирно отошел к Богу.
Святой Филимон, епископ Газы, к которому святой апостол Павел написал особое послание. Скончался в царствование деспота Нерона.
Святой Онисим, упомянут святым апостолом Павлом в Послании к Филимону (Флм.1:10-19), проповедовал в Испании, Греции и Малой Азии. Скончался от рук язычников в Риме.
Святой Епафрас, упоминание о нем находим также в Послании к Филимону (Флм. 1:23), был епископом Колосским и церквей Лаодикии и Иераполя. Вместе со святым апостолом Павлом он находился в римской темнице (Кол. 4:12-13).
Святой Архип, также упомянут в Послании к Филимону, был после заключения в Риме святого Епафраса епископом в Колоссах (Кол. 4:17).
Святой Сила, ученик и сотрудник святого апостола Павла, вместе с ним проповедовал Христову веру и претерпел многие страдания и тюремное заключение (Деян. 16:13-24; 15:40-41). Позже стал епископом в Коринфе, много проповедовал веру истинную, творил чудеса по милости Божией и в старости отошел к Нему.
Святой Силуан, епископ Солунский, проповедовал со святыми апостолами Петром и Павлом, упомянут святыми апостолами Петром (1Пет. 5:12) и Павлом (2Кор. 1:19). Много претерпел страданий за свои проповеди о Христе и там же в Солуни отошел ко Христу. Апостол Силуан был епископом в Солуни, где, претерпев немало бедствий во время своих подвигов для утверждения святой веры Христовой, отошел к Господу.
Святой Крискент, о нем святым апостолом Павлом упомянуто во 2-м послании к Тимофею (Тим. 4:10), сначала епископ Галатский, потом проповедовал Христа в Галлии. Позже там, в городе Вьенне, он поставил епископом Захарию, своего ученика, чтобы вернуться в Галатию, где и скончался в царствование Траяна, пострадав за веру Христову.
Святой Крисп, упомянут в книге Деяний апостолов (Деян. 18:8), крещен святым апостолом Павлом, о чем он пишет в 1-м послании к Коринфянам (1Кор. 1:19). Епископ Эгины, греческого острова недалеко от мыса Пелопоннес. Отошел ко Господу в мире.
Святой Епенет, епископ Карфагенский, упоминаемый святым апостолом Павлом в его Послании к Римлянам (Рим.16:5).
Святой Андроник, о нем святой апостол Павел также пишет в Послании к Римлянам (Рим. 16:7). Он называет его своим сродником и соплеменником, который еще до него принял Святое крещение и был епископом в Паннонии. Окончил дни свои в мире.
Святой Стахий, первый епископ Византийский, куда поставлен был святым апостолом Андреем Первозванным. О нем святой апостол Павел говорит в том же Послании к Римлянам (Рим. 16:9), поставлен первым епископом Византийским. Вместе со святым Стахием воздвиг церковь в городе Аргирополе, собравшую многих, и где он учил их благовестию о Христе.
Святой Амплий (Рим. 16:8), был епископом в городе Диосполе, там он и проповедовал. Окончил земные дни в городе Одиссе от рук греческих язычников за многие проповеди о Спасителе и вере истинной.
Святой Урван, о нем также святой апостол Павел вспоминает в Послании к Римлянам (Рим. 16:9), епископ Македонии, пострадал за Господа.
Святой Наркисс (Рим.16:11), епископ Афинский.
Святой Апеллий (Рим.16:10), епископ Смирны.
Святой Аристовул (Рим. 16:10), был епископом в Британии, где и скончался после многих проповедей и тяжких трудов.
Святой Иродион, или Родион (Рим. 16:11), епископ в Патрах. Окончил путь от руки римлян.
Святой Агав, имевший дар пророчества, о чем говорится в книге Деяний апостолов (Деян. 21: 10-11; ср. 11:28). Он свидетельствовал о Христе во многих областях и городах, и многие после того приняли Святое крещение.
Святой Руф, упомянут святым апостолом Павлом в Послании к Римлянам (Рим.16:13), епископ в Фивах.
Святой Асинкрит (Рим.16:14), епископ Гиркании, области Малой Азии, где пострадал за веру Христову.
Святой Флегонт (Рим.16:14), епископ во фракийском городе Марафоне.
Святой Эрм (Рим.16:14), был епископом в Филиппополе.
Святой Патров (Рим.16:14), епископ в Неаполе и Путеолахе, где многие были обращены им в христианство.
Святой Ермий (Рим.16:14), был епископом в Далмации.
Святой Лин упомянут святым апостолом Павлом во 2-м послании к Тимофею (2Тим. 4:21), епископ в Риме, куда пришел после святого апостола Петра.
Святой Гаий, о нем упомянуто в Послании к Римлянам святым апостолом Павлом (Рим.16:23), после святого Тимофея епископ в Ефесе.
Святой Филолог (Рим.16:15), был поставлен епископом в Синопе святым апостолом Андреем Первозванным, где мирно окончил дни жизни.
Святой Лукий, или Лука, (Рим.16:21), был епископом в Лаодикии.
Святой Ясон (Рим.16:21), епископ в Тарсе, где принял многие страдания за имя Христово.
Святой Сосипатр (Рим.16:21), был епископом в Иконии. Окончил дни мирно в глубокой старости.
Святой Олимпан, или Олимп (Рим.16:15), свидетель кончины святого апостола Петра в Риме, потом вместе со святым апостолом Иродионом был казнен по указу Нерона.
Святой Тертий записал Послание святого апостола Павла к Римлянам, о чем там и говорится (Рим.16:22). После святого апостола Сосипатра был вторым епископом в Иконии, где окончил дни от рук язычников за веру Христову.
Святой Ераст (Рим.16:23), диакон и казначей в Иерусалимской церкви, затем – епископ в Панеаде.
Святой Куарт, или Кварт (Рим.16:23). Был епископом в Берите.
Святой Евод, после святого Петра епископ Антиохийский. Святой Игнатий Богоносец говорит о нем в Послании к Антиохийцам, призывая поминать его как первого пастыря.
Святой Онисифор, о нем святой апостол Павел говорит во 2-м послании к Тимофею (2Тим.1:16), епископ в Колофоне и Кирине.
Святой Климент, о нем упомянуто святым апостолом Павлом в Послании к Филиппийцам, епископ в Сардике.
Святой Сосфен, был обращен в христианство святым апостолом Павлом. О нем говорится в Деяниях апостолов, что за принятие веры Христовой эллины наказали его перед судилищем, куда он был приведен (Деян. 18:17). О нем говорится и в 1-м послании святого апостола Павла к Коринфянам (1Кор. 1:1). Позже святой апостол Сосфен стал епископом в Колофоне.
Святой Аполлос упомянут в книге Деяний апостолов (Деян. 18:24-25), а также упомянуто о нем в 1-м послании святого апостола Павла к Коринфянам (1Кор. 3:6). Он проповедовал на Крите, а затем стал епископом Кесарии.
Святой Тихик упомянут в Деяниях апостолов (Деян. 20:4), в Посланиях святого апостола Павла к Колоссянам (Кол. 4:7) и к Ефесянам (Еф. 6:21-22), а также во 2-м послании к Тимофею (2Тим. 4:12). После святого Сосфена стал епископом Колофонским.
Святой Епафродит – о нем говорится в Послании святого апостола Павла к Филиппийцам (Флп.2:25), был епископом в Адриаке.
Святой Карп, о нем святой апостол Павел пишет во 2-м послании к Тимофею (2Тим.4:13), был епископом в Берии Фракийской и окончил дни свои после многих проповедей в мире.
Святой Кодрат – епископ в Афинах и Магнезии, где, проповедуя слово Господне, от руки афинян принял мученическую кончину.
Святой апостол Марк
Святой апостол Марк
Святой Марк, он же и Иоанн, спутник Павла и Варнавы, о нем много раз говорится в Деяниях апостолов, был епископом в городе Библосе, в Финикии. Милостью Божией имел дар чудотворения и исцеления, и сила дара была такова, что исцеление происходило даже от его тени.
Святой Зина, по прозванию Законник (учитель закона Моисеева), упомянут святым апостолом Павлом в Послании к Титу (Тит.3:13), епископ в Диосполе.
Святой Аристарх, о нем упомянуто в книге Деяний апостолов (Деян. 19:29) и в Посланиях святого апостола Павла к Колоссянам (Кол. 4:10) и к Филимону (Флм. 1:23), епископ в городе Апамеи.
Святой Пуд, о нем говорит святой апостол Павел во 2-м послании к Тимофею (2Тим. 4:21), входил в римский сенат, но был благочестив и принимал у себя в доме святых апостолов Петра и Павла и других христиан. Спустя некоторое время его дом стал церковью, названной Пастырскою, где, согласно Преданию, служил святой апостол Петр.
Святой Трофим, о нем в книге Деяний апостолов упомянуто дважды (Деян. 20:4; 21:29), о нем упомянуто и во 2-м послании к Тимофею святого апостола Павла (2Тим. 4:20). Вместе с апостолами Пудом и Аристархом был рядом с апостолом Павлом в гонениях на него и вслед за ним пострадал за Христову веру.
Святой Марк, племянник апостола Варнавы, епископ в Аполлониаде Вифинской. О нем сказано святым апостолом Павлом в Послании к Колоссянам (Кол.4:10).
Святой Артема, о нем сказано в Послании к Титу святого апостола Павла (Тит.3:12), был епископом в Листрахе.
Святой Акила, о нем сказано в Деяниях апостолов (Деян. 18:1-3) и в различных местах Посланий апостола Павла (Рим. 16:3-4 и др.), епископ в Гераклее, проповедовал слово Христово в Азии и Ахаии, за что и был удостоен мученического венца.
Святой Фортунат, упомянут (1 Кор.16:17-18), положил немалые труды в проповедях слова Божия. Окончил дни свои в мире.
Святой Ахаик, также упомянут святым апостолом Павлом в 1-м послании к Коринфянам (1Кор. 16:17-18).
Святой Дионисий Ареопагит, о нем упомянуто в Деяниях апостолов (Деян. 17:34), был обращен святым апостолом Павлом, о чем свидетельствует Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, был сначала епископом Афинским, потом проповедовал в Галлии, где и пострадал за Христову веру.
Святой Симеон по прозванию Нигер, упомянут в Деяниях апостолов (Деян. 13:1). О его принадлежности к числу апостолов говорит святой Епифаний.